Минобрнауки разработало проект концепции поддержки развития педагогического образования. Первые запланированные мероприятия в пилотном режиме будут проведены уже в текущем году.
В планы Минобрнауки входит повышение эффективности педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки учителей. Предполагается, что это произойдет за счет сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Основной упор будет сделан на повышение качества подготовки студентов - предлагается увеличить количество практических часов обучения. В Министерстве отмечают крайне низкое качество подготовки выпускников педагогических ВУЗов сегодня. Изначально у педагогических ВУЗов отсутствует возможность отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности, что связано с низким престижем профессии учителя, отсутствием карьерных перспектив. В педагогические учебные заведения поступают не самые «лучшие» абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники. Значительная часть выпускников не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу.
Основная цель программы состоит в повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога. Авторы концепции предлагают вместо "теоретических курсов" максимально нагрузить будущих учителей реальной работой в школе, то есть готовить учителей по принципам "прикладного бакалавриата". При этом срок обучения для большинства из них сократится с пяти-шести до четырех лет. Предлагается создать магистратуру для подготовки учителей-методистов и управленцев и ввести приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования, а также практическую модульную магистратуру с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.
Кроме того, Минобрнауки намерено разработать систему независимой профессиональной сертификации педагогов, а также ввести квалификационный экзамен на основе нового профстандарта педагога (с 2015 года), упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество подготовки.
Реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько этапов:
В 2014-2015 гг. - Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы.
В 2016-2017 гг. - Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы. Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий. Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.
.