27 мая школьники начнут сдавать ЕГЭ. Всего записалось около 860 тысяч человек, причем, 760 тысяч из них – выпускники этого года. Практика показывает, что труднее всего на экзамене преодолеваются обязательные предметы – русский язык и математика.
Завкафедрой русского языка Таганрогского государственного пединститута им. А.П. Чехова, учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ Андрей Нарушевич рассказал "РГ" о критериях, по которым будет оцениваться творческая часть (С) сочинения-рассуждения. Лично он, прежде всего, оценивает, сумел ли ученик сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста, высказал ли собственную позицию, аргументировал ее или нет.
Эксперт советует при написании комментария показать, как именно, на каких примерах автор раскрывает проблему, проанализировать ход авторской мысли. Аргументируя свою позицию, следует упомянуть героя какого-либо художественного произведения, его мысли, слова, поступки, так или иначе связанные с проблематикой сочинения.
Иногда школьники сами придумывают писателя и его несуществующие произведения. Этого делать не стоит, так как все проверяется досконально. В регионах выпускники иногда ссылаются на то, что указали автора, произведения которого еще не переведены на русский язык. Это не является аргументом.
Что касается русского языка. Опыт показывает, что выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении.
Андрей Нарушевич посоветовал всем школьникам перед экзаменом повторить разряды местоимений, служебные части речи, типы связи слов в словосочетании, типы односоставных предложений, классификацию сложноподчиненных предложений. Очень пригодится на экзамене умение находить обособленные члены предложения, знания о том, что такое лексические и синтаксические средства выразительности.
Максимально высокая оценка за экзамен может быть поставлена в том случае, если выпускник допустил одну негрубую орфографическую и пунктуационную ошибку.
Руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ Иван Ященко считает, что выпускники теряют баллы на простых задачах, решив правильно более сложные. Кроме того, например, на пробном экзамене не все сумели правильно прочитать само условие задачи. Требовалось найти точку максимум, а некоторые из выпускников искали точку минимума. Много было допущено арифметических ошибок.
По мнению, эксперта, 235 минут на ЕГЭ по математике более чем достаточно, но очень важно правильно распределить время. Когда высчитывалась продолжительность экзамена выяснилось, что, например, квадратное уравнение сильный ученик решает за 2 минуты, слабый – за 10. Поэтому, если вы бьетесь над ним 15-20 минут, бросайте, не тратьте силы и время!
Перед ЕГЭ Иван Ященко посоветовал всем потренироваться дома, порешать любые пробные тесты, чтобы оценить силы. Самые сложные задания в части С это задачи С4, С5, С6. Обычно за С6 берутся немногие. Но теперь она разбита на 4 пункта, которые оцениваются отдельно.
Первый пункт под силу многим ученикам, которые любят решать занимательные задачки. Если на экзамене возникнет проблема выбора, за какую задачу взяться – С4, С5 или С6 – лучше взяться за С6.
Тому, кто без ошибок дошел до части С4 и правильно ее выполнил, гарантировано 85-90 баллов. Задачи С5 и С6 адресованы тем, кто хочет получить от 90 до 100 баллов. Для того, чтобы не получить двойку, надо правильно сделать как минимум пять заданий.
По мнению этого эксперта, в последние дни перед экзаменом не надо учить ничего нового – это бесполезно, лучше заняться повторением.